Екатерина Васильевна, Ваше впечатление о выставке, о её организации?
Тут стоит разделить два момента. Организация Всероссийской выставки, в рамках которой проводилась монопородная выставка той-терьеров, и организация самой монопородки. Что касается первой, то она оставляла желать лучшего – началась с запозданием, документы во время не были предоставлены. Место для проведения, позади школы – неудобное для зрителей. Но сама монопородная выставка была проведена очень хорошо. Участников было много, более 80-ти, но при этом КАЖДЫЙ получил приз! Было много призов от спонсоров для победителей. Все происходило четко и в срок. Не могу не отметить прекрасную работу ринговой бригады.
Вы часто судите породу Русский той-терьер. Как Вы оцениваете представленных на этой выставке собак?
Порода представлена двумя разновидностями, и поэтому говорить о них нужно порознь. В гладких тоях мне очень понравился маленький кобелек – щенок-бэбик НВСКИЙ ТРИУМФАТОР ДЕНИС ДАВЫДОВ. Интересным и непростым для экспертизы был класс сук-щенков. Тем более, мне хотелось бы поздравить его победительницу и одновременно лучшего щенка ПЕТЕРБУРГСКИЙ БАСТИОН ДИНАСТИЮ. Но во взрослых классах особых охотников конкурировать с признанным лидером породы – ИСКУСИТЕЛЕМ ИЗ ЧИСТОГО ИСТОКА – не нашлось, что, конечно, жаль.
Длинношерстные тои были представлены многочисленным и довольно ровным поголовьем. Ровным не в смысле типа (как раз внутрипородные типы были представлены достаточно широко), а в смысле качества. Я поставила крайне мало оценок «очень хорошо» и не потому, что завышала их. Просто собаки, в том числе и те, к которым у меня были замечания, в целом отличались хорошим качеством.
Конечно, можно было бы быть построже, все-таки – монопородка. Но для меня такая выставка, тем более, организованная с душой – это праздник, на котором мне совершенно не хотелось играть роль Бабы Яги. Все тои, получившие оценку «отлично», неоднократно подтвердят ее на всепородных выставках. Я же повторюсь, что поголовье мне понравилось, особенно на общем фоне той-терьеров, которых я довольно часто сужу по всей стране. Ну а лучшим – ЛПП и Лучшей суке ШАМАХАНСКОЙ ЦАРИЦЕ, Лучшему кобелю ТОРИКИ ТА-РО БОЯРИН КУРАЖ, Лучшему юниору ЗОЛЛИ-ДИКОВИНКЕ и Победителю класса юниоров-кобелй ДЖАЗ-БАНД ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ, Победителям класса щенков, однопометникам ДЖАЗ-БАНД ДЕВУШКЕ МОЕЙ МЕЧТЫ и ДЖАЗ-БАНД ДВОЙНОЙ УДАР, а также Лучшему бэбику АЛИС МУР НОВИНКЕ СЕЗОНА – мои отдельные поздравления. Все они завоевали свои титулы при серьезной конкуренции и этот успех нельзя назвать случайным.
Отдельно поздравляю питомник «ДЖАЗ-БАНД», представивший на выставке так много отличных собак и выигравший так много классов.
Как Вы оцениваете общий тип породы. Что бы Вы хотели пожелать заводчикам, на что им обратить внимание при разведении?
Основное пожелание – сохранять индивидуальность породы. Тои не должны быть похожи ни на кого, кроме тоев. Кроме того, я не приветствую излишнюю «рафинированность», мне нравятся грациозные, но достаточно крепкие собачки, которые не рискуют переломать ножки, прыгая с дивана.
Есть несколько недостатков, за которые я обычно снижаю оценку:
• большие залысины у гладкошерстных;
• слабая оброслость ушей у длинношерстных;
• проблемы аппарата движений – сильно вывернутые локти, развернутые колени;
• резко скошенный круп в сочетании со связанными движениями задних конечностей;
• резкие ростовые отклонения в ту или иную сторону, поскольку очень часто они связаны с потерей типа.
• Истеричное поведение во время осмотра экспертом
Кроме того, мне не нравятся слишком выпуклые, порой слезящиеся глаза; длинные, тонкие, как у левретки, пальцы; кривые, покрытые плотным желтым налетом зубы. На мой взгляд, все это снижает функциональность породы и ухудшает общее впечатление от нее.
Когда вы работаете в ринге, чему вы отдаете предпочтение: типу, анатомическому строению, движению или др.?
Чем чаще судишь ту или иную породу, тем лучше начинаешь ее чувствовать, особенно если это, как в данном случае, сочетается с теплой симпатией к породе. Неудивительно, что словосочетание ПОРОДНЫЙ ТИП при этом перестает быть «пустым звуком» и приобретает особое наполнение. Так что маленькая собачка с хорошими движениями сегодня не имеет в моем ринге шансов на успех, если она только «хочет быть той-терьером». Тип – это то, что отличает породу от всех остальных и той не может выиграть, если он хоть чем-то похож на чи-хуа-хуа, левретку или пинчера.
Анатомическое строение, безусловно, тоже крайне важно. Если даже тойчик имеет красивую голову и нарядные уши, но при этом скрюченные ножки и горбатую спинку, то он не сможет «сделать рекламу» своей породе. Ну а хорошие движения напрямую связаны с благополучной анатомией. Впрочем, той-терьер – не рысак и не бегун, поэтому, хотя тест на движения и важен, но он не может быть единственным мерилом качества.
Как Вы считаете, ожидает ли нашу отечественную породу признание в Мире? По-вашему, как может отразиться на породе признание её FCI?
Мне кажется, что признание отечественных тоев на международном уровне вовсе не так уж важно (да простят меня любители этой удивительной породы). Вряд ли на решение человека завести той-терьера может хоть как-то повлиять отношение к породе со стороны FCI. Не правда ли? Гораздо важнее, что это милые, смышлены, симпатичные собачки.
Кстати, во многих странах существуют свои породы для национального, узкого пользования. Мы их не знаем и что? Это кому-то вредит? В своих странах они по-прежнему популярны. Например, маркизье в Голландии или суоменпистикорва в Финляндии. А у нас есть – Русский Той-Терьер!
Приходилось ли Вам встречать и судить той-терьеров на рингах других стран?
Да, приходилось в Швеции. Это было несколько собак из Москвы с хорошей родословной, но по качеству они сильно уступали нашим, российским.
В последнее время ведутся споры о том, к какой группе следует отнести той - терьеров: к 3-й или 9-й? Ваше мнение по этому вопросу и почему?
Все же, по моему мнению, к 9-ой группе. Я «по происхождению» – классический терьерист и, отдавая должное терьеристому характеру некоторых тоев, все же по другому представляю себе терьера. Для меня терьер – это крепкий, прочно стоящий на ногах, не пасующий ни перед чем, активный, самоуверенный пес. А тойчик для меня – песик жизнерадостный, но довольно осторожный при принятии решений и относительно хрупкий (по сравнению с другими терьерами). Он ближе по характеру и сложению к декорации – чи-хуа, китайским хохлатым и др. К тому же, той будет иметь в «девятке» больше шансов на BIG.
Изменилось ли что-то в породе с того времени, когда Вы впервые её судили?
Да. Порода стала однороднее по качеству и гораздо более многочисленной. Если раньше тойчики больше вызывали умиление, то сейчас немало собак, которые вызывают восхищение. И это, безусловно, способствует повышению популярности породы. Причем, гораздо больше, чем признание ее FCI.
На Ваш взгляд выставка – это шоу, или, прежде всего, зоотехническое мероприятие?
Здесь все очень переплетено и одно практически неотделимо от другого. По крайней мере, для тоев. Вероятно, вы имеете в виду какие-то отдельные случаи, когда запросы шоу шли, по мнению породников, в разрез со здравым смыслом. Может быть, вы имеете в виду сравнение тоя-обладателя красивых, мохнатых ушей и менее зрелищного, но более анатомичного? Тут нет рецептов, каждый конкретный случай – индивидуален. Именно поэтому у нас так много выставок и экспертов. Не устраивает решение судьи – так никто не заставляет под него выставляться.
Расскажите, пожалуйста, о Вашем питомнике и ваших собаках? Какими породами Вы занимаетесь; сколько у Вас собак?
В собаководстве я с 1985 года. Моя основная порода – эрдельтерьер. В настоящее время я – вице-президент НКП «Эрдельтерьер». Долгое время занималась разведение эрделей в питомнике «Константа Росс» совместно с моей подругой Юлией Лакатош. Недавно мы разделились, и я зарегистрировала собственный питомник под названием «Кэттилайн». Было довольно трудно отказаться от известного «брэнда» и начать все как будто бы сначала. За прошедший год в питомнике родилось несколько пометов, среди них помет жесткошерстных фокстерьеров и мягкошерстных пшеничных терьеров. Фоксами и пшениками я увлеклась лет пять назад, и они дали мне возможность более полно понять «терьерское племя». Кстати, среди эрделистов немало людей, увлеченных тоями. Наверное, в чем-то эти породы очень близки, а, может быть, наоборот – взаимно дополняют друг друга.
С Вашей точки зрения, эксперт-оллраундер может быть компетентен во всех породах?
Уверена, что нет. Еще Козьма Прутков сказал «нельзя объять необъятное». Оллаундером вообще быть сложно – слишком большая ответственность. Далеко не всегда эксперт-оллраундер чувствует себя на ринге комфортно и уверенно. Но нельзя и виду показать, даже если в чем-то сомневаешься. Поэтому нужно постоянно учиться у породников. К счастью, наши лучшие эксперты-оллраундеры так и делают.
Вообще, симбиоз грамотного породника и думающего эксперта может принести породе очень много «выгод», потому что оллраундер имеет очень большой опыт. Он знает достоинства и проблемы «смежных» пород и пород, далеких от обсуждаемой. Все эти знания могут быть разумно применены умным породником на благо своей любимой породы. Особенно, если он при анализе результатов выставки постарается понять, чем вызвано то или иное решение эксперта, и постарается найти «разумное зерно» даже там, где сам не согласен с итоговой расстановкой. Необходимо помнить, что эксперты очень долго учились и прошли немало стажировок. Их задача – применить свои знания и опыт и «свежим глазом» оценить работу разведенца. А эта оценка далеко не всегда может совпадать с ожиданиями породника.
Большое спасибо. Всего Вам доброго Вам и Вашим четвероногим друзьям!
Екатерина Сенашенко